Влюблённый в Россию…
Дек 20
Очерки, Что прочесть Россия, Художники Комментарии к записи Влюблённый в Россию… отключены
— Какая она – Россия? – быть может, спросит Вас однажды тот, кто никогда здесь не был.
— Какие в ней озёра, долины, луга? Какие ручьи в лесу? Какая весна?..
— И люди в России — какие они?..
Не ищите напрасно нужные слова.
Лучше – покажите.
Просто покажите вот эти картины, на которых подлинную – насколько только это возможно – Россию можно не только увидеть глазами, но и почувствовать сердцем.
Берёзовая роща
Лесные дали
Перед грозой
Солнечный день. У избы
Весна. Большая вода
Вечерние тени
На даче в сумерки
Озеро
Папоротники в бору
У омута
Цветущие яблони
Сад в снегу
Март
Золотая осень
Свежий ветер. Волга
На озере (Тверская губерния)
Дуб
Вечер. Золотой Плёс
Тихая обитель
Эту картину – "Тихая обитель" — сегодня называют (цитата из Википедии)
"самой русской" из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин".
А создавшего её художника – великим русским живописцем, мастером пейзажа.
Ценнейшим собранием его неповторимых и доныне непревзойдённых полотен гордится сегодня Центральная Картинная галерея России — Третьяковская.
Прекрасные работы этого художника есть и в Музее, называемом Русским, что в Санкт- Петербурге.
Также есть они в Картинных галереях и музеях Твери, Ростова Ярославского, Плёса, Тулы, Великого Новгорода, Таганрога, Астрахани, Одессы, многих других…
И это только в России!
Есть сегодня живописные полотна художника и в галереях других стран, и в частных коллекциях…
Васильки
Весна. Последний снег
Тринадцатилетним мальчишкой поступил будущий Мастер пейзажа в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Сразу распознав в ученике юное дарование, его тут же взяли под отечески-мудрое художническое крыло два Василия – Перов и Поленов.
Вслед за ними и Алексей Саврасов принял мальчика в свой "пейзажный" класс.
Блистающий ярким самобытным самородком начинающий художник, тем не менее, упорно и трудолюбиво учился.
А в свободное от учёбы время столь же упорно и трудолюбиво работал — самозабвенно писал и писал картины…
Которые, кстати, уже тогда, у него, пока ещё только начинающего, охотно покупали.
Вечер после дождя
Однако в 1885 году от Рождества Христова совет преподавателей вышеупомянутого учебного заведения решает исключить из училища молодого одарённого пейзажиста с формулировкой за "непосещение классов" и без выдачи ему диплома художника, а с дипломом… учителя чистописания.
Совет преподавателей, конечно же, не мог не знать, что уже в 1880 году известный меценат и коллекционер Павел Третьяков приобрёл для создаваемой им тогда – ныне Третьяковской – Галереи картину сего начинающего художника под названием "Осенний день. Сокольники"
Что до "непосещения классов"…
Регулярно бывать на занятиях молодому живописцу было тогда довольно сложно.
В 18 лет его выслали из Москвы согласно царского указа, запрещавшего проживание в "исконно русской столице" всем людям неугодной власти национальности.
Кроме того, начинающий живописец, по рассказам доброго друга его Михаила Нестерова, в те годы весьма бедствовал – порой был в великой нужде, а иногда не имел и ночлега.
Думаю, весьма точно отобразил эту ситуацию писатель Константин Паустовский:
Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей.
Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников"
Но что может быть более русское, чем, например, вот эта
Избушка на лугу
Наполненный уникальным Божьим даром Любви, одарённейший Свыше еврейский мальчик, родившийся в России и проживший в ней всю свою недолгую земную жизнь, глубоко и чисто любил свою земную родину и её особенную – русскую природу.
Как подметила Мария Павловна Чехова:
"Это была даже и не любовь, а какая-то влюблённость…"
Автопортрет художника
В 1898 году, в 38 лет, повзрослевший, но по-прежнему необыкновенно исповедальный, сердечный, распахнуто-талантливый иудейский мальчик Исаак Левитан получает от Императорской Академии художеств России звание Академика пейзажной живописи и должность преподавателя в том самом училище, стены которого – без диплома художника – покинул он 13 лет назад.
Из воспоминаний Фёдора Ивановича Шаляпина:
"Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве…
Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, — это не искусство.
Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух…"
Туман. Осень
Над вечным покоем
Картину "Над вечным покоем" художник Исаак Левитан считал главным своим произведением.
"В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием"
(Из письма Исаака Левитана Павлу Третьякову)
Да, именно картины художника Исаака Левитана нужно в первую очередь нам самим, живущим здесь, увидеть, вспомнить, а кому-то вдруг впервые изумлённо открыть для себя!, прочувствовать, понять, задуматься…
И конечно, именно их, эти проникновенно русские картины непременно надо показать тем, кто захочет узнать о России, какая она – настоящая, глубинная – не пугающая, а тихая, умиротворённая, не воинственная, а прощающая и… прощённая, терпеливая, кроткая, любящая… верующая…
Россия, не распинающая вновь дремучим неверием своим Спасителя — Сына Человеческого, но сердцем ищущая Его, идущая к Нему – к Сыну Бога Живого, идущая ко Спасению…
Россия, впереди у которой, быть может, непростой, но единственно верный спасительный Путь – Божья — чистая и честная Вера в добровольно Распятого
за нас на Голгофе Драгоценного НЕбесного Спасителя нашего…
Такая Россия постигается только Любовью!..
И движется к НЕбесной, Отчей обители только Любовью!..