Влюблённый в Россию…
Дек 20
Очерки, Что прочесть Россия, Художники Комментарии к записи Влюблённый в Россию… отключены
– Какая она – Россия? – быть может, спросит Вас однажды тот, кто никогда здесь не был.
– Какие в ней озёра, долины, луга? Какие ручьи в лесу? Какая весна?..
– И люди в России – какие они?..
Не ищите понапрасну нужные слова.
Лучше – покажите.
Просто покажите вот эти чудные картины, на которых подлинную, насколько только это возможно, Россию можно не только увидеть глазами, но и почувствовать сердцем.
Берёзовая роща
Лесные дали
Перед грозой
Солнечный день. У избы
Весна. Большая вода
Вечерние тени
На даче в сумерки
Озеро
Папоротники в бору
У омута
Цветущие яблони
Сад в снегу
Март
Золотая осень
Свежий ветер. Волга
На озере (Тверская губерния)
Дуб
Вечер. Золотой Плёс
Тихая обитель
Эту картину "Тихая обитель" сегодня называют (цитата из Википедии)
“самой русской из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.”
А создавшего её художника – великим русским живописцем, мастером пейзажа.
Ценнейшим собранием доныне непревзойдённых, неповторимых его полотен гордится сегодня Третьяковская галерея.
Прекрасные работы художника есть и в Русском Музее Санкт-Петербурга.
Также есть они в Картинных галереях и музеях Твери, Ростова Ярославского, Таганрога, Тулы, Великого Новгорода, Астрахани, Плёса, многих других…
И это только в России!
Живописные полотна художника есть сегодня и в галереях других стран, и в частных коллекциях…
Васильки
Весна. Последний снег
Тринадцатилетним мальчишкой поступил наш будущий Мастер пейзажа в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Сразу распознав в ученике юное дарование, его тут же взяли под отечески-мудрое художническое крыло два мастера кисти, оба Василия, Перов и Поленов.
Вслед за ними и Алексей Саврасов принял одарённого мальчонку в свой "пейзажный" класс.
Ярким самобытным самородком блистал начинающий художник.
Тем не менее, он трудолюбиво, упорно учился.
А в свободное от учёбы время столь же упорно и трудолюбиво работал – самозабвенно писал и писал картины…
Которые, кстати, уже тогда, у него, ещё начинающего, охотно покупали.
Вечер после дождя
Однако в 1885 году от Р.Х. совет преподавателей упомянутого выше учебного заведения решает исключить из училища молодого одарённейшего пейзажиста с формулировкой за "непосещение классов" и плюс к этому без выдачи ему диплома художника, а лишь с дипломом… учителя чистописания.
Совет преподавателей, конечно же, не мог не знать, что уже в 1880 году известный меценат и коллекционер Павел Третьяков приобрёл для создаваемой им тогда Художественной Галереи, ныне Третьяковской, картину сего начинающего художника "Осенний день. Сокольники".
Что до "непосещения классов"…
Регулярно бывать на занятиях молодому живописцу было тогда довольно сложно.
В 18 лет его выслали из Москвы согласно велению царского указа, запрещавшего проживание в "исконно русской столице" всем людям иной, неугодной власти национальности.
Вдобавок ко всему, начинающий живописец, по рассказам доброго друга его Михаила Нестерова, в те годы сильно бедствовал, порой он был в великой нужде, а иногда не имел и ночлега.
Думаю, весьма точно отобразил суть этой ситуации писатель Константин Паустовский:
“Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей.
Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа.
Это было дело коренных русских художников.”
Но что же может быть более русское, чем, например, вот эта
Избушка на лугу
Одарённейший Свыше светлый еврейский мальчик, наполненный уникальным Божьим даром – даром Любви, родившийся в России и проживший в ней всю свою недолгую земную жизнь, глубоко и чисто любил свою земную родину и её особенную – русскую природу.
Как подметила Мария Павловна Чехова:
“Это была даже и не любовь, а какая-то влюблённость…”
Автопортрет художника
В 1898 году, в свои 38 лет, повзрослевший, но по-прежнему необыкновенно исповедальный, глубоко сердечный, распахнуто-талантливый, состоявшийся, зрелый мастер, но всё тот же трепетный иудейский мальчик, Исаак Левитан получает от самой Императорской Академии художеств звание Академика пейзажной живописи вместе с должностью преподавателя в том самом училище, стены которого, лишённый диплома художника, покинул он 13 лет назад.
Строки из воспоминаний Фёдора Ивановича Шаляпина:
“Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве…
Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, – это не искусство.
Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух…”
Туман. Осень
Над вечным покоем
Картину "Над вечным покоем" Исаак Левитан считал главным своим произведением.
“В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием…”
(Из письма Исаака Левитана Павлу Третьякову)
Да, именно картины художника Исаака Левитана необходимо в первую очередь увидеть нам самим, живущим в России, кому-то вспомнить, а кому-то вдруг впервые изумлённо открыть для себя!, прочувствовать, понять, задуматься…
И конечно, именно их, эти проникновенно русские картины непременно надо показать тем, кто захочет узнать о России, какая она, настоящая, какая она, глубинная – не пугающая, но тихая, умиротворённая, не воинственная, но прощающая и… надеюсь, прощённая…
Россия кроткая, терпеливая…
Россия любящая… и верующая…
Россия, не распинающая вновь и вновь дремучим неверием своим Спасителя, Сына Человеческого, но сердцем ищущая Его, идущая в слёзном, Истинном Покаянии к Нему, к Сыну Бога Живого, идущая к своему Спасению…
Россия, впереди у которой, быть может, очень непростой, скорее даже трудный, но единственно верный спасительный Путь – Божья, чистая и честная Вера в добровольно Распятого за нас на Голгофе Драгоценного НЕбесного Спасителя нашего…
Такая Россия постигается только Любовью!..
И движется она к НЕбесной, Отчей обители только Любовью!..